Пресс-центр
История отечественного автопрома. Запорожец
Автомобиль «Запорожец» — один из самых ярких символов советской эпохи.
22 ноября 1960 года с конвейера сошел первый ЗАЗ-965, выпускавшийся на заводе «Коммунар» в городе Запорожье. Перед началом серийной сборки на пробном «Запорожце» по Красной площади покатали Хрущева — инициатора производства доступных автомобилей. Тот решил, что если даже он, такой тучный, в салоне помещается, то здесь будет просторно кому угодно.
Машины сразу заняли нишу бюджетных. Стоили меньше 2 тыс. руб., — дешевле «автомобиля для богатых» «Волги», которая продавалась по 5,5 тыс. руб. По легенде, цена определялась как совокупная стоимость тысячи бутылок водки (по 1,80 руб.). «Брошу пить, куплю машину», — подтрунивали тогда.
Неказистый вид, скопированный с итальянского Fiat 600, двери, открывающиеся назад и двигатель в багажнике — пожалуй, самые яркие черты «Запорожца». Но из-за своей доступности — до этого народ ездил на общественном транспорте или мотоциклах, автомобиль завоевал любовь населения.
«Горбатый», «ушастый», «мыльница» – каждая новая модель «Запорожца» получала свое прозвище. Первый автомобиль этого бренда ЗАЗ-965 любили за его миниатюрность, да и просто за возможность хоть на чем-то ездить.
ЗАЗ-966 получил совершенно другой кузов — на боковинах появились воздухозаборники, за которые автомобиль сразу получил прозвище «ушастый». Без них работающий по принципу воздушного охлаждения двигатель стал бы перегреваться. К тому же, никакого горба, как у предыдущей модели.
С годами, модель модернизировалась, менялся дизайн автомобиля. В 1979 г. была разработана обновленная версия ЗАЗ-968М. В его комплектации ушей не оказалось, и машину прозвали «мыльницей». Эта была самая массовая модификация, которая выпускалась вплоть до 1994 г.
На 968М история бренда «Запорожец» закончилась, автомобиль был снят с производства из-за падения спроса. Запорожский автомобилестроительный завод больше не выпускает легковые автомобили — с конвейера выходят только пассажирские автобусы.
Благодаря своей доступности, скромный на вид автомобиль приобщил большую часть советского народа к образу жизни «на колесах»: всего за время производства было выпущено около 3 миллионов экземпляров «Запорожца»!
Первая советская микролитражка прочно вошла в историю отечественного автопрома. И какие бы технические недостатки не были ему присущи, для очень многих жителей нашей необъятной Родины с автомобилем «Запорожец» связаны самые теплые семейные воспоминания.
Интересные факты, связанные с «Запорожцем»:
- Президент РФ Владимир Путин признался, что лихачил на «Запорожце», который в 1972 году выиграла в лотерее его мама.
- В советской «пляжной» комедии «Три плюс два» герой Андрея Миронова произносит фразу о 965-м: «О! Консервная банка системы Запорожец», которая мгновенно стала крылатой.
- Автомобиль не очень нравился генсеку Леониду Ильичу Брежневу, возглавлявшему СССР на протяжении 18 лет. Хоть он и одобрил очередное произведение коммунарского завода — ЗАЗ-965, но сам предпочитал респектабельные автомобили.