Пресс-центр
Гордость Донбасса: Дебальцево
Город был основан в 1878 году как железнодорожная станция, благодаря строительству Екатерининской железной дороги, которая была крайне необходима для промышленности Донбасса.
Рядом со станцией находилось село Ильинка, которое было подарено статскому советнику, аудитору Екатеринославского пикинерского полка,
В 1783 — 1786 годах он был надворным советником Воронежской палаты гражданского суда, затем председателем
Дочь Анна была замужем за
Село Ильинка переименовали в честь Ильи Николаевича Дебольцева, а станцию назвали Дебальцево.
Постоянные грузоперевозки начались 1 декабря 1878 года. Тогда в районе станции уже проживало около 2000 человек. Строили ее местные жители из соседних хуторов и поселков.
В 1894 вблизи станции был возведен механический завод, который производил вагонетки для узкоколеек, пролеты железнодорожных мостов и строительные фермы.
С 1905 года по 1908 год в Дебальцево расширили вагонные мастерские, построили два депо и товарную станцию. В 1911 году в городе уже проживало около 20 тысяч человек.
До установления власти большевиков, город постоянно переходил под контроль различных сил. В Дебальцево находились и Красная армия, и донские казаки, и войска Деникина.
28 декабря 1917 года донскими казаками партизанского отряда есаула
Происходящее в Дебальцево изложил в рассказе «Морозная ночь» Алексей Толстой. В художественном произведении описано, как на станции зарублены шашками 20 человек. Многие были взяты в заложники.
Под командованием Людмилы
В 1921 году Дебальцево получил статус уездного города Бахмутского уезда Донецкой губернии. В 1925 году на механическом заводе установили прокатное и доменное оборудование. К 1939 году появились электричество и водопровод. Были построены стадион и Дворец культуры железнодорожников на 1200 мест, а также открылся филиал Харьковского железнодорожного института.
В 1941 году после поражения немецких войск под
3 сентября 1943 года город освободили от захватчиков в ходе Донбасской операции. В боях участвовала
8 сентября 1943 года Верховный главнокомандующий Иосиф Сталин объявил благодарность участвующим в боях за освобождение Донбасса. В Москве был дан салют двадцатью артиллерийскими залпами из 224 орудий. Приказом Сталина в честь одержанной победы
После окончания Великой Отечественной войны, железнодорожный узел подвергся значительной реконструкции, что способствовало увеличению транспортного потока. Механический завод стал Дебальцевским машиностроительным заводом, где стали производить затворы доменных печей, чугоновозы, шлаковозы и сталеразливочные ковши.