Пресс-центр
Коллекционирование. Филокартия
Филокартия (от греч.«φιλέω» — люблю и фр.«carte» — карточка) – коллекционирование почтовых карточек (открыток).
Первая открытка была выпущена в 1869 году в Австро-Венгрии, первые иллюстрированные открытки появились в Германии в 1870 году, в России открытки стали выпускать с 1872 года. Именно в конце 19 века открытка уверенно стала самым доступным и бюджетным видом почтового отправления и получила международное распространение. Этот период не зря называют Золотым Веком Открытки, именно тогда стали возникать организации филокартистов, издаваться специальные журналы, каталоги, проходить международные выставки, конгрессы коллекционеров и издателей открыток.
В 1878 году на Всемирном почтовом конгрессе, проходившем в Париже, был принят международный стандарт (размер) открытки: 9×14 см. С 1925 года началась эра нового стандарта, актуального и сегодня: 10,5×14,8 см.
С 1904 года левая половина оборотной стороны открытки стала предназначаться для текстового послания адресату (до этого на обороте размещали адресную информацию «куда», «кому» и «от кого»).
В начале 20 века филокартия стала одним из самых популярных видов коллекционирования. Массовый выпуск открыток разнообразной тематики (география, этнография, история, виды искусства, техника, спорт, портреты и т.д.), качественных, интересных с точки зрения художественного и полиграфического исполнения, значительно расширил и укрепил международные связи и почтовый обмен между странами.
В Золотой Век филокартии предметом коллекционирования была исключительно открытка, выполнившая свою функцию, то есть отправленная почтой. Очень ценными считались экземпляры с видом какого-либо населенного пункта и почтовым штемпелем именно этого населенного пункта. Незаполненная открытка без почтового штемпеля не интересовала истинных филокартистов того времени. Сейчас, напротив, подписанные открытки не пользуются спросом у коллекционеров.
Сегодня филокартическая ценность открытки имеет пропорциональную зависимость от возраста и редкости тематики. Новое время и новые технологии открывают совершенно иные рубежи – открытки нестандартных форм, размеров, ограниченных, даже единичных тиражей, эксклюзивного дизайна, ручной работы, неожиданных материалов исполнения.
Реклама и маркетинг дали старт эре корпоративных открыток. В период экономических кризисов, не выдержав финансовых передряг, компании исчезают, а изданные ими фирменные открытки автоматически становятся раритетом и вызывают большой интерес у коллекционеров.
Филокартия откликается на многие явления человеческой жизни. Мы можем совершать путешествия во времени и пространстве, посещать практически любую точку земного шара, изучать историю, приобщаться к искусству, всего лишь коллекционируя открытки.
Так что скучное хобби – это совсем не про филокартию, не так ли?