Пресс-центр

Календарь в марках. 1 января. С Новым годом!

Календарь в марках. 1 января. С Новым годом!
01 января 2017

Новый год — самый любимый праздник, наступающий в момент перехода с последнего дня года в первый день следующего года.  

Почтовые ведомства многих стран мира выпускают красочные новогодние почтовые марки. Надо отметить, что выходить они могут не только в преддверии Нового года, в конце декабря, но и в другие месяцы года, что объясняется различиями в календарях, принятых в том или ином государстве.

Характерные сюжеты: зимние пейзажи, новогодние ёлки, лыжники, катающиеся на санках дети, снеговики и другие символы зимы и новогоднего праздника.

Впервые идея выпустить специальную новогоднюю марку пришла в голову почтмейстеру из Дании Эйнару Холбеллу в 1904 году. Первая выпущенная в Дании новогодняя марка не имела номинала и предназначалась не для оплаты почтового сбора, а для новогодних поздравлений. 

Первая марка «С Новым годом!» была эмитирована в СССР в декабре 1962 года (см. фото), после чего такие марки стали выпускаться ежегодно. Марка была в беззубцовом и зубцовом исполнении. Интересно отметить, что на марке указан наступающий 1963 год, и это стало традицией – на советских новогодних марках указывается не год выпуска, а следующий за ним.

Дизайн новогодних марок СССР варьировался в самом широком диапазоне в зависимости от общего политического климата в стране — от нейтрально-аполитичного до вполне себе краснознамённого.

Марка, вышедшая в 1969 году (см. заглавное фото), поздравляла советский народ с «новым годом — годом столетия со дня рождения В.И.Ленина», что само по себе выделяло её из общего ряда новогодних, содержащих просто поздравление, без идейного слогана наступающего года. Но практически сразу на марку поступили жалобы, якобы в складках красного флага виднелись очертания собаки. Было проведено серьёзное профессиональное расследование, в итоге строгая цензура все-таки не обнаружила крамолы. Так марка осталась в истории филателии наряду с прочими «марками скрытого смысла» — со свастикой, якобы под определённым углом видимой на руке космонавта Титова, советской девушкой, при наклоне марки превращающейся в покойницу, и прочими увлекательными артефактами.

С началом перестройки идеология на новогодних марках бесследно исчезла. Последняя марка СССР (см. фото), выпущенная к Новому году, была совершенно аполитичной, однако и с ней связаны некоторые филателистические приключения. На ней, как и на всех советских новогодних марках, был обозначен наступающий 1992 год. В хаосе начала 90-х это породило легенду о марке с текстом «Почта СССР», выпущенной уже после официального распада Союза в 1992 году. Такая марка действительно была выпущена из-за нехватки марок определённого номинала, но к новогодней отношения не имела. Однако до сих пор в некоторых справочниках последняя новогодняя марка СССР фигурирует как «выпуск СССР после распада СССР», причём в 90-е это сопровождалось легендами о засевших в почтовых структурах коммунистах-подпольщиках, специально выпустивших такую марку в качестве сигнала соратникам «СССР ЖИВ».

Почта России в основном продолжила традиции советской почты. Тем временем в других постсоветских государствах формировалась своя эмиссионная политика. Разумеется, новогодние темы получили своё развитие в каждой стране. К примеру, страны Балтии чаще всего отмечают марками Рождество, лишь изредка добавляя к ним новогодние. Украина и Беларусь после множества экспериментов пришли к компромиссному варианту — выпуск пары марок, одна из которых поздравляет сограждан с Рождеством, другая — с Новым годом. Молдова сделала однозначный европейский выбор в пользу рождественских марок, очень редко разбавляя их новогодними. Армения с её очень древними христианскими традициями почти всегда отмечает марками всё-таки Рождество. Похожая, хотя и более хаотичная, эмиссионная политика у Грузии. Азербайджан, Казахстан и страны Средней Азии Рождество, по понятным причинам, не отмечают, зато выпускают марки, посвящённые Китайскому Новому году. Есть мнение, что это скрытая подготовка к будущему территориальному расширению Китая, на пути которого неизбежно окажется Средняя Азия, но скорее всего дело исключительно в коммерческой востребованности именно таких выпусков новогодних марок.

Впрочем, самая главная цель выпуска новогодних марок всех времен и народов – поздравление с Новым годом и пожелание счастья.

Поэтому, друзья, с Новым годом, с Новым счастьем!

Все статьи

Просмотр записи