Пресс-центр

Волноваха

Волноваха
27 октября 2022

Волноваха – город на Юго-Западе Донецкой области, административный центр Волновахского района,  крупный железнодорожный узел связывающий Донецк, Запорожье,  Мариуполь, Одессу, и Крым.

В начале XIX в. на территории современной Волновахи появляются первые переселенцы и создают новые деревни. Известно, что в 1802 г. 300 жителей села Большая Каракуба (ныне Красная Поляна) переселились и образовали новое поселение на реке Мокрая Волноваха, за семь верст от ее истоков, названное Волновахой. С конца XVIII в. и в течение XIX в. поселок называли Волновахой, но также называли и Волноваха-Бугас или Бугас-Волноваха (через близкое соседство села Бугас). В 1835 г. на территории современного города Волновахи появляются переселенцы и заселяют местность, которую в то время называли Холодные Терны.

Поселение основано как железнодорожная станция в 1881 году во время строительства Екатерининской железной дороги. В течение первых двух десятилетий Волноваха оставалась небольшой линейной станцией. С конца XIX в. после расширения морского порта и строительства металлургических заводов в Мариуполе объем транзитных грузов, провозимых через Волноваху, значительно увеличился. В связи с этим в 1891 году на участке Мариуполь—Волноваха—Ясиноватая была установлена телеграфная связь, а в 1895 году на станции Волноваха построили небольшой вокзал, через год — паровозное депо; в 1900 году между станциями Юзовка и Мариуполь (через Волноваху) были проложены вторые пути. С 1 июля 1893 года Донецкая каменноугольная железная дорога (Дебальцево—Ясиноватая—Волноваха—Мариуполь) перешла в руки казны, а в 1903 году была передана управлению Екатерининской железной дороги.

В 1905 году введена в действие Вторая Екатерининская железная дорога от станции Долгинцево через Александровск (ныне Запорожье) и Пологи до Волновахи. С тех пор станция Волноваха стала узловой, что способствовало более быстрому ее развитию.

В годы иностранной военной интервенции и гражданской войны Волновахский железнодорожный узел, имевший важное стратегическое значение, не раз был объектом ожесточенной борьбы.

В 1930 году Волноваха стала районным центром и в 1938 году получила статус города. Развитию железнодорожного узла и поселка способствовала индустриализация страны.

В годы Великой Отечественной Войны Волноваха имела огромное значение для  немецко-фашистских захватчиков. Учитывая огромное значение железнодорожного и шоссейного узла немецкое командование превратило город в сильный опорный пункт обороны, провело инженерные работы, насытило железнодорожные насыпи огневыми точками, стянуло для обороны города крупные силы пехоты, артиллерии и танков.

Фашисты нанесли городу огромный ущерб, разрушили вокзал, паровозное и вагонное депо, электростанцию, почти все технические сооружения, станционные пути, системы и средства связи, водоснабжение. Город были освобожден Красной армией 10 сентября 1943 года. Сразу же после изгнания гитлеровцев трудящиеся Волновахи приступили к восстановлению города.

За годы после Великой Отечественной войны Волноваха стала крупным центром промышленности и строительной индустрии. В 1949 году полностью было завершено восстановление городского коммунального хозяйства. Протяженность водопровода увеличилась вдвое по сравнению с довоенным периодом. С 1950-го года ускоренными темпами начинает развиваться промышленность и строительная индустрия. Город по сегодняшний день остается самым крупным железнодорожным узлом Донбасса.

Все статьи

Просмотр записи