Пресс-центр
Великий донецкий учитель
Имя Виктора Шаталова гремело по всему Советскому Союзу в 1970-1980-х годах. Когда Центральное телевидение демонстрировало встречу с учителем в концертной студии Останкино, у экранов собирались и преподаватели, и родители школьников, мечтавшие получить ответ на вопрос, как превратить двоечников и троечников в отличников.
Система Шаталова вызывала немалое раздражение у чиновников от образования и у многих коллег, считавших, что новатор попирает законы педагогики, и объявлявших его нововведения «шарлатанством».
Но учитель из Донецка продолжал гнуть свою линию, приводя оппонентов в отчаяние достигнутыми результатами.
Он родился в Сталино, в первоймайский праздник 1927 года. В неполные 18 лет Виктор ушел в армию. Гитлеровцев к тому моменту громили у самых границ их логова, но Шаталова отправили не на запад, а на Дальний Восток. И в 1945 году он принял участие в советско-японской войне. Службу нес до 1951 года, когда демобилизовался в звании старшего матроса береговой охраны.
Вернувшись в родной город, он поступил в педагогический институт, после окончания которого стал школьным учителем математики.
Начальство его не жаловало за твердость характера и прямоту, с которой он говорил все, что думает, прямо в глаза. Поэтому учителю Шаталову отдавали для преподавания классы, где в основном были сосредоточены те, от кого больших свершений не ждали — записные двоечники и троечники.
Шаталов, однако, полагал, что проблема не в детях, а в том, как им преподносят предметы. Шаг за шагом, год за годом он оттачивал свою уникальную методику. И коллеги с удивлением смотрели на то, как вчерашние лентяи и хулиганы в кратчайшие сроки превращаются в успешных учеников.
«Учиться победно!» — такой суворовский девиз в педагогике выработал для себя Шаталов.
3 ноября 1971 года в «Комсомольской правде» вышла статья Симона Соловейчика «Метод Шаталова», с которой и началась всесоюзная известность учителя. Он переворачивал давно сложившиеся принципы взаимоотношений между учениками и учителем, менял представление о том, как нужно объяснять материал и как оценивать знания.
Его система эффективного обучения была выстроена по четкому алгоритму:
Развернутое объяснение учителя
Сжатое изложение учебного материала по опорным плакатам.
Изучение листов с опорными сигналами (уменьшенные копии опорных листов и плакатов).
Работа с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях.
Письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке.
Ответ у доски или прослушивание устных ответов товарищей.
Шаталов предлагал изучать материал не по мелким деталям, а укрупненными блоками. По его мнению, ученику гораздо проще усвоить общую картину изучаемого, а не ее фрагменты. Успех усвоения большой темы достигается быстрым темпом изучения и путем многократного вариативного повторения. Все второстепенное остается в стороне, ученики получают главные опорные знания.
Педагог излагает материал в классе, затем повторяет его, фиксируя внимание на опорных плакатах. Шаталов настаивал — во время объяснения учителя никаких записей ученики делать не должны, в этот момент важнее понимание. А далее, изучив тему с опорными сигналами, ученик, опираясь на них, сам излагает тему у доски. Первому сложнее, второму, слышавшему объяснение товарища, легче, и так далее.
Для обучения по такой системе необходимы оригинальные дидактические средства и пособия, и Шаталов создавал их.
Педагог опирался на приемы коллективной познавательной деятельности: взаимную консультацию учащихся, взаимопроверку знаний, обращение к помощи старшеклассников в работе с младшими.
Приемы игры, отсутствие принуждения и страха, отсутствие «двоек» и «троек» — методика Шаталова была вызовом общепринятым канонам, настоящим «бунтом на корабле».
Учитель создавал такую атмосферу, что каждый его ученик старался достичь наивысшего и единственного показателя, который признавал Шаталов — оценки «пять».
64 кандидата наук, 15 докторов наук, 64 мастера спорта — таков результат работы учителя Шаталова. Это только те, о которых точно известно. В реальности людей, которым он действительно дал «путевку в жизнь», сотни и тысячи.
Но официальная школа его так и не признала. Шаталова обвиняли в том, что он не развивает творческую сторону учеников, что его система подходит только для изначально слабых школьников, а талантливым она ничего не дает.
И уж совсем злило оппонентов то, что новатор доказывал — школьный курс вполне реально уместить в 8-9 лет обучения, а не в 10-11 и тем более 12. Шаталову говорили: раз положено учить 10 лет, то и нечего тут нарушать. Учитель пожимал плечами и в освободившееся время преподавал ученикам... вузовскую программу.
«Я всего себя отдавал детям», — говорил Шаталов, и в этом, кажется, заключается главная проблема, почему чиновники отказывались принять его систему на вооружение. Согласно ей, учитель должен работать не рутинно, а интенсивно, посвящая себя ученикам, находя с ними контакт.
Народный учитель СССР, Почётный доктор Академии педагогических наук Украины Виктор Федорович Шаталов прожил свою жизнь, неся людям свет знаний…