Пресс-центр
Олимпийские игры современности
23 июня 1894 года в Сорбонне (Париж) прошёл первый конгресс Международного олимпийского комитета, который созвал барон Пьер де Кубертен для того, чтобы объявить о своем проекте возрождения Олимпийских игр. Идея проведения подобных мероприятий была не нова, в течение XIX века в различных европейских странах состоялись несколько локальных спортивных мероприятий, организованных по образцу античных Олимпийских игр последние из которых состоялись в 393 году нашей эры. Однако именно Кубертен первым предложил сделать такие Игры традиционными, интернациональными и объединяющими в себе соревнования по многим различным видам спорта.
Разумеется, тогда никто не мог предположить, что эта международная встреча войдет не только в историю спорта, но и в историю филателии. Ведь именно тогда возникли предпосылки для рождения олимпийской филателии. Выпуск скромной памятной виньетки 1894 года с изображением лаврового венка и надписью «Comité international olympique» (Международный олимпийский комитет).
В процессе подготовки к Олимпийским играм организаторы столкнулись с такими финансовыми сложностями, что в какой-то момент премьер-министр Греции заявил об отказе от проведения игр. С большим трудом Международный олимпийский комитет получил от короля Греции согласие на проведение игр и на организацию кампании по сбору средств у населения в фонд проведения игр.
Собранных пожертвований оказалось, увы, недостаточно. Ситуацию спас филателистический выпуск. Учредитель греческой ассоциации филателистов Деметрис Сакорафос предложил выпустить олимпийские почтовые марки с повышенными (по сравнению с почтовыми тарифами) номиналами и с передачей разницы в фонд проведения игр. Предложение Сакорафоса подхватила пресса, одобрил МОК и приняло греческое правительство. 15 июля 1895 года парламентом Греции был принят закон о выпуске олимпийских почтовых марок. Выпущенные марки позволили собрать дополнительно 400 тысяч драхм. По словам Пьера де Кубертена, после выпуска олимпийских марок в соответствии с решением правительства успех организации Олимпийских игр был предрешён.
6 апреля 1896 года, в день открытия Олимпийских игр, в почтовое обращение поступила серия олимпийских марок Греции, на рисунках которых представлены моменты состязаний античных спортсменов.
Современникам, привыкшим к многообразию графических и стилистических приемов, с помощью которых сотни художников разных стран каждые четыре года воплощают в квадратике или прямоугольнике почтовой миниатюры олимпийскую идею, вероятно, небезынтересно узнать художественное раскрытие темы на первых олимпийских марках. Мотивов преемственности стал лейтмотивом того легендарного выпуска.
В 70-х годах позапрошлого века на территории легендарной Олимпии проводились археологические раскопки. Результаты их были поистине сенсационными. За короткое время удалось обнаружить произведения эллинской скульптуры, которые по праву заняли достойное место среди шедевров мировой культуры и дополнили картину древней цивилизации. Кроме того, интерес общественности к Олимпиадам античности приобрел благодаря этим находкам дополнительный стимул. Найденные в Олимпии древние скульптуры, донесшие до наших дней классическую гармонию и атлетизм античных олимпийцев, вдохновили и создателя первых в мире олимпийских выпусков. Серия состояла из 12 марок с восемью сюжетами. Эскизы марок этой серии были созданы французским графиком профессором Г. Гильероном. Гравюры изготовил по его рисункам опытный гравер Е. Мушон.
Авторам удалось перекинуть мостик между античностью и современностью. Серия имеет восемь оригинальных сюжетов: кулачный бой, дискобол, античная амфора, квадрига (гонки колесниц), древний стадион на фоне Акрополя, Гермес с младенцем Дионисом, богиня победы Нике, Акрополь. Все марки вышли разными тиражами.
Впервые на графических миниатюрах — почтовых марках — столь ярко воплощено содружество спорта и искусства. Это сразу выделило серию среди прочих почтовых выпусков того времени. Маркам Греции было суждено большое будущее!
В 1900—1901 годах в связи с изменением почтовых тарифов на олимпийских марках пяти номиналов была надпечатана новая стоимость.
Марки 1896 года печатались листами по 25 и по 10 штук. Полный комплект таких листов хранится в филателистическом отделе Олимпийского музея в Олимпии.
Центральным состязанием игр стал марафонский бег. По просьбе французского академика Мишеля Бреаля, учредившего собственный «Золотой кубок», в программу Игр был включен «бег греческого воина», известный ныне как марафон – предмет национальной гордости греков. Накануне было официально объявлено, что если победителем окажется грек, то помимо золотой медали и кубка он будет удостоен также руки дочери главного мецената состязаний – миллионера Авероффа. Победил бедный сельский почтальон Спиридон Луис, ставший после этой победы национальным героем Греции.
С 1896 года установилась традиция исполнения национальных гимнов и поднятия государственных флагов в честь победителей. Надо отметить, что спортсмены Греции заняли наибольшее число призовых мест на Первых Олимпийских играх современности. Греция - единственная страна, где проводились Игры современности в трех веках: Игры I Олимпиады – 1896 г., Внеочередные Олимпийские игры – 1906 г., Игры XXVIII Олимпиады – 2004 г.
Олимпийский символ — пять переплетающихся колец одинакового размера, переплетающихся слева направо. Голубое, черное и красное кольца расположены вверху, а желтое и зеленое кольца – внизу. Символизирует собой деятельность Олимпийского движения, союз пяти континентов и встречу спортсменов всего мира на Олимпийских играх.
В 1914 г. на Олимпийском Конгрессе в Париже был утвержден Олимпийский флаг — белое полотнище, в центре которого расположен Олимпийский символ в пяти цветах.
Девиз Олимпийских игр — Citius, Altius, Fortius (быстрее, выше, сильнее).
Одним из символов Олимпийских игр является Олимпийский огонь. Его зажигают в городе проведения игр во время их открытия, и он горит непрерывно до их окончания.
Традиция зажжения Олимпийского огня, существовавшая в Древней Греции во время проведения античных Олимпийских игр, была возрождена в 1928 году и сохраняется до сих пор.