Пресс-центр

Надпечатка

Надпечатка
17 августа 2020

Надпечатка — это надпись или изображение, нанесенные на введенные в обращение почтовые марки и содержащие дополнительную информацию.

Обычно надпечатка делается печатным способом, но известны и рукописные надпечатки, как, например, на втором выпуске почтовых марок Гавайев.

Надпечатки делаются в случаях, когда внезапно изменившиеся обстоятельства требуют отражения на почтовых марках, однако отсутствует возможность осуществить выпуск новых марок.

Наиболее частое использование надпечаток связано с изменением номинала марки. Как правило, речь идет о его увеличении, что характерно для периодов сильной инфляции, изменения тарифов.

Самый классический пример — это гиперинфляции в Германии начала 20-х годов прошлого века, когда номиналы марок стремительно росли и на них постоянно делались новые надпечатки, пока номинал не достиг 50 млрд. немецких марок.

Но бывают, хотя и значительно реже, ситуации, когда номинал марки меняется в меньшую сторону. Такое происходит в случае отсутствия почтовых марок, необходимых для оплаты конкретного тарифа, при наличии избыточного количества продукции большего номинала.

Изменение номинала может быть связано и с деноминацией, как это было в СССР в 1961 г., Польше в 1950 г. и других государствах.

В некоторых случаях почтовые марки изначально печатаются без номинала (обычно в условиях инфляции), чтобы затем с помощью надпечатки установить номинал.

Такое возможно в результате революции, смены власти, оккупации или, напротив, обретения независимости либо иных кардинальных изменений в государстве, когда предыдущая символика уже неприемлема.

В этом случае государство посредством нанесения надпечатки на действующие марки информирует мировое сообщество (да и собственный народ) о таких изменениях.

Характерно для постколониальных выпусков, когда бывшие колонии после обретения независимости делали надпечатки (обычно слово «независимость») на старых марках.

Это касается придания марке нового статуса, например авиапочтового. На марке надпечатывается слово «авиапочта» («avia» или иной аналог) либо рисунок самолета.

Как раз таким образом появились первые авиа-марки в Италии в 1917г., Австрии и Венгрии в 1918г., а впоследствии и большинства других стран.

Иногда надпечатка делается в целях оперативного реагирования на какое-либо значимое событие, достижение. Поскольку многие важные события происходят неожиданно для почтовых служб и их отражение не предусматривается планов выпуска почтовых марок, приходится оперативно выходить из ситуации, для чего лучше всего подходит использование надпечатки.

Так, например, появилась надпечатка на почтовой марке с изображением Леваневского или на марках 2008 г., посвященных победе сборной России в чемпионате мира по хоккею.

Иногда выделяют еще коммерческие надпечатки, но это по сути те же памятные, но с целью сбыта оставшегося тиража.

В 19 веке колониальные империи стали выпускать почтовые марки единого типа для всей империи, на которых уже проставлялись надпечатки с наименованием конкретных колоний (территорий) и номинала.

Иногда для надпечатки оставляли специальные незаполненные места на марке. Много экземпляров с надпечатками такого типа встречаются среди марок колоний Португалии.

Имели место и случаи, когда надпечатки служили своего рода степенью защиты от краж и подделок.

Именно эту роль выполняли надпечатанные греческие буквы на почтовых марках Макао 1936-1938 г.г. и указание провинции на марках Китая 1915-1920 г.г.

Наконец, выделяют частные надпечатки, учиненные не официальными почтовыми службами, и частными организациями и лицами. Обычно такая марка уже непригодна для оплаты почтовых услуг, но их использовали для иных целей, например для подтверждения уплаты налогов.

Наверно, на этом можно остановиться, хотя существуют и иные разновидности: благотворительные, служебные, доплатные, аннулирующие (например, надпечатки «образец», «specimen») и т.д.

В общем, для желающего разобраться это благодатнейшее поле деятельности и направление коллекционирования.

Все статьи

Просмотр записи