Пресс-центр
Календарь в марках. 7 января. С Рождеством Христовым!
Самая первая марка, как известно, появилась в Англии в 1840 году.
А первые праздничные марки были посвящены Рождеству Христову. Согласно канонам западного христианства именно Рождество считается главным праздником, в отличие от православной традиции, которая чтит, прежде всего, Воскресение Христово – Пасху.
Рождественскую марку подарила миру Канада. Есть мнение, что именно канадская марка 1898 года (см. фото) с изображением карты и надписью на английском языке «Рождество 1898» и является той самой первой рождественской маркой.
В 1912 году в Швейцарии стали выпускаться почтово-благотворительные рождественские марки с надбавкой в цене. Они были без номинала и с надписью «В пользу детей». Идею выпуска подобных марок подхватили Нидерланды и другие западноевропейские страны.
В 1937 году в Австрии вышли поздравительные рождественские марки с изображением розы и знаков Зодиака (см. фото), в 1939 году в Бразилии были напечатаны почтово-благотворительные марки, на которых впервые появились классические рождественские сюжеты. В 1941 году в Венгрии часть доходов, вырученных от продажи рождественских марок, пошла на праздничные мероприятия для солдат. Впрочем, события Второй мировой войны прервали выпуск рождественских марок. Первой возобновила выпуск марок, посвященных Рождеству, Куба в 1951 году (см. фото). Следом были Гаити (1954 год), Люксембург и Испания (1955 год), Австралия, Корея, Лихтенштейн (1957 год). Надо сделать акцент на том факте, что пальма первенства в издании рождественских марок в то время перешла к католическим испаноязычным государствам.
Первая рождественская марка США с изображением рождественского венка и свечей была выпущена 1 ноября 1962 года (см. фото) и предназначалась для использования на поздравительных открытках.
Есть прецеденты издания рождественских марок даже в традиционных исламских странах. Так, например, Палестина выпускает марки (см. фото), посвященные Рождеству, с 1995 года.
В 1995 году впервые была выпущена рождественская марка России, вызвавшая бурные споры об её уместности, связанные со светским государственным устройством и многоконфессиональностью страны. В результате традиция выпуска в России рождественских марок так и не прижилась, хотя периодически такие марки выходили, но скорее как исключение.
В общей сложности, в последнем десятилетии прошлого века около 160 почтовых администраций стали ежегодно выпускать рождественские марки.
Дизайн рождественских марок варьируется от сюжетов явно религиозного характера до вполне традиционных: рождественской ели, Санта-Клауса и т.п.
Чаще всего рождественские марки наклеивают на рождественские открытки, а остатки марок после праздника можно увидеть на простой корреспонденции в течение первых месяцев наступившего года. Но следует отметить особую позицию Австралии, где рождественские марки имеют хождение исключительно в период рождественских праздников, их нельзя использовать для обычных почтовых отправлений, их наклеивают только на рождественские открытки. И, наверное, это отчасти правильная позиция. Ведь рождественские марки – это особые марки для особого Праздника.
Рождество - самый волшебный, добрый и действительно особенный праздник. Он дарит светлую радость и ощущение настоящего счастья!
С праздником! С Рождеством Христовым!